77228358_large_0_56e91_bd6db84e_XL (1)

Во многих духовных практиках используется путь «аскезы» — или самоограничения, чаще всего в удовольствиях и комфорте. И многих людей это пугает, даже одним своим названием.

Тем не менее, многие люди это делают неосознанно. Даже «хождение на работу» или сидение на 12-тичасовом тренинге по продажам можно в какой-то мере назвать аскезой. Или диета, или вегетарианство, и еще много вещей.

Давайте посмотрим на каноническое описание, взятое из Википедии:
Аске́за (от греч. ασκεσις — «упражнение»), аскетизм — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы — достичь определённых духовных целей. Подобная практика распространена во всех типах традиций и культур. В более широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание. Не следует путать с недобровольными ограничениями, связанными с материальными затруднениями.

То есть, нормальный человек читает: достижение «духовных целей» при отказе от «удовольствий». Некое монашеское поведение, правда? Хорошо, в монастырь не ссылают.

Аскеза в монастыре действительно есть, но она есть и в мирской жизни. Как и живя в монастыре можно не отказываться от удовольствий. Аскеза — это осознанный и добровольный выбор. Но зачем? Достичь какой-то духовности?

Мое видение аскезы

Начнем с того, что духовность — это самая практичная вещь. Об этом я недавно писал в статье про дыхание любви. Это немного другой подход к жизни. И мы просто меняем одни практичные вещи на другие. Какие на какие?

Допустим, мы решили не писаться в постель. Вот всегда писались — удобно же, лежишь, не надо никуда идти, мочевой пузырь держать не надо, расслабляешься. И вдруг — замечаем, что если не писаться — то жить становится удобнее, сухо, чисто, стирать не надо, да и общественное мнение по-другому относится, и в постели кто-то появляется кроме нас. Идти по жизни становится легче и интереснее. Развивается навык удерживания жидкости в себе, терпение, хотя поднапрячься приходится. Но мы знаем, зачем.

И вот, мы такие чистые и правильные, лежим однажды в кровати, и мучаемся. Идти в туалет ну никак нельзя, а тут такая удобная кровать. Давление состояния на мозги возрастает, соображение уменьшается. И мы говорим себе: «Ну один разик то можно? Это же не страшно, всегда писался, и ничего, жив, здоров». И что победит — видение хорошей жизни или текущее состояние?

Когда мы принимаем решение улучшить свою жизнь — мы это принимаем на более ВЫСОКОМ уровне сознания. С вершины горы видно больше, чем в долине. И мы знаем, что последствия какого-то поведения или привычки — для нас классные.

Догмы, дисциплина, аскеза — здесь не нужны, если ты помнишь об этом, и делаешь выбор каждый раз. Проблема в том, что когда ситуация соответствует, решения мы принимаем на другом уровне сознания, другим местом, состоянием другим. И от осознанности остается «ничего страшного, разок можно».

Табу и твердое решение, аскеза — это дань памяти о решении в момент озарения, с намерением к уровню озарения прийти стабильно. И в стабильном новом сознании — действие становится свободой, уже нет потребности в искусственном ограничении, можно и в кровать написать «разочек» — осознанно, и осознавая зачем.

Аскеза — это акт веры, осознанный и добровольный. А вовсе не мученическое следование каким-то монастырским законам.

Бывает, что аскезу ученик принимает, еще не понимая, что это ему даст. Учитель сказал — он делает. И только потом — получает какие-то результаты. И тут тоже есть варианты: либо человека заставили (ребенка загнали на урок) — и у него возникает сопротивление, либо человек осознанно идет на эти ущемления себя, потому что верит учителю. Вера — уже сложилась в отношениях, и аскеза ученика в этом случае — это такой же акт веры, хотя он еще не знает, чего получит.

Аскеза — это один из инструментов улучшения жизни, повышения ее вибраций, и когда она добровольная и основана на вере — это мощный взлет.

А из-под палки — это не об этом. Хотя некоторые аскезы — требуют очень сильной веры в метод, учителя и то, зачем тебе все это очень надо. Так ведь, дорогие ищущие? 🙂